Программные задачи
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА ОТ ТРЕХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ
Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.
Задачи развития воспитанника в деятельности:
развивать:
познавательную и эмоциональную сферы ребенка, воображение в условиях игровой, познавательной, трудовой деятельности;
потребность в чистоте и опрятности (мыть руки с мылом после каждого загрязнения; пользоваться полотенцем, следить за аккуратностью одежды);
стремление к видению и пониманию радостного, печального, спокойного эмоционального состояния человека;
способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме;
чуткость и чувство жалости по отношению к переживаниям близких людей, сверстников, героев детских сказок;
интерес к предметам и материалам, познанию их особенностей, труду взрослых и его назначению;
желание активно действовать с предметами рукотворного мира в различных видах деятельности;
интерес к разным сюжетам игры;
потребность в общении с другими детьми в условиях игровой деятельности;
личность ребенка средствами различных видов труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд);
формировать:
адекватные представления о себе, о других;
осознание: себя как члена детского общества; своей половой принадлежности;
начала психологической культуры;
адекватную оценку своих действий, образа "Я" и положительную самооценку;
навыки: самоконтроля; культуры приема пищи; умения и навыки, необходимые для поддержания здоровой жизнедеятельности;
опыт игровых действий;
способы решения игровой задачи, приобретающие обобщенность и условность;
умение наделять себя, партнера, предмет или действие игровым значением, смыслом, обозначать роль в игре;
представления о разнообразии предметного мира, его функциях и назначении;
сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях;
желание участвовать в трудовой деятельности;
воспитывать:
культуру целостного процесса принятия пищи;
самостоятельность, осознанное и положительное отношение к самообслуживанию;
интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим;
стремление к совместной игре, желание делиться игрушками;
начала трудолюбия;
осознанное и положительное отношение к труду;
культуру и самостоятельность выполнения трудовых действий;
уважение к труду взрослых и бережное отношение к продуктам их трудовой деятельности, предметам рукотворного мира ближайшего окружения;
желание оказывать взрослым посильную помощь.
.
СРЕДНЯЯ ГРУППА ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО ПЯТИ ЛЕТ
Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.
Задачи развития воспитанника в деятельности:
развивать:
познавательные процессы и способности (воображение, пространственное мышление и т.д.);
мотивационно-потребностную сферу ребенка и произвольность поведения;
знаковые функции сознания (замещение одних предметов другими и их изображениями, использование речевых, математических и других знаков, создание из накопленных представлений новых образов);
интерес к многообразию предметов рукотворного мира, познанию их особенностей, способов использования в собственной практической деятельности; к труду взрослых по созданию окружающих предметов, истории их создания;
активную игровую деятельность детей (сюжетно-ролевую, дидактическую, подвижную) для формирования всех познавательных психических процессов и речи;
способность к перевоплощению в игровую роль;
игровые действия;
межличностные отношения в условиях игры;
личность ребенка средствами различных видов труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд);
формировать:
интерес к своему внешнему облику и внутреннему миру;
положительное отношение к себе и позитивную самооценку;
адекватную самооценку, способность к оцениванию своего поведения, действий, их результатов;
жизненно необходимые умения и навыки: самообслуживания, здорового поведения; безопасной жизнедеятельности; элементарные трудовые навыки;
коммуникативные умения;
умение использовать заместители вместо реальных предметов (кирпичик становится утюгом или паровозиком; карандаш - термометром и т.д.);
сознательное и мотивированное выполнение добровольно принятых правил в игре;
предпосылки к появлению коллективных строительных игр на основе расширения представлений детей об окружающем рукотворном мире;
определенное мнение о поведении героев, отношение к их поступкам в различных сценках по составленным сценариям;
позицию созидания, преобразования действительности, творческого осмысления сторон жизни взрослых на основе их воспроизведения с помощью ролей и игровых действий в условиях разных видов игр;
обобщенные представления о предметах рукотворного мира, их общих признаках, свойствах и качествах; о взаимосвязи и зависимости их строения от назначения;
представления о труде взрослых и их роли в создании предметов;
воспитывать:
чувство собственного достоинства, уважение к себе;
потребность в соблюдении гигиенических правил, способствующих укреплению здоровья;
качества личности (трудолюбие, отзывчивость, ответственность, настойчивость в достижении цели, умение договориться и т.д.);
патриотические чувства;
основы гуманного отношения к людям;
бережное отношение к предметам рукотворного мира, желание бережно обращаться с игрушками, окружающими предметами;
положительное отношение и уважение к труду, результатам человеческого труда и к тем, кто их создавал;
желание принимать посильное участие в элементарных трудовых процессах хозяйственно-бытового труда, в индивидуальных и коллективных поручениях;
культуру выполнения трудовых действий;
доброжелательное отношение к сверстникам в процессе игровой и трудовой деятельности, желание помочь или, наоборот, поблагодарить за помощь;
интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа.
Самопознание
Представления о:
своем росте и развитии;
собственной уникальности и неповторимости;
положительной самооценке;
своих социальных ролях.
Умения:
осознавать себя;
называть свою фамилию, имя, возраст;
замечать непорядок в одежде, исправлять его самостоятельно или обращаться за помощью ко взрослым, сверстникам;
проявлять уверенность в деятельности.
Здоровье и личная гигиена
Представления о:
правилах здорового поведения;
путях созидания своего здоровья;
взаимосвязи природы и человека, влиянии окружающей среды на его здоровье;
направленности, содержании, рациональных способах выполнения процессов самообслуживания;
требованиях к гигиене;
культуре поведения.
Умения:
заботиться о чистоте тела (перед едой самостоятельно быстро и тщательно мыть руки и лицо, после посещения туалета, а также при необходимости; чистить зубы утром и вечером, пользоваться расческой, носовым платком, мыть ноги);
самостоятельно готовить постель ко сну;
замечать неполадки в прическе, одежде, обуви, устранять их самому или с небольшой помощью взрослого;
сохранять правильную осанку в различных жизненных ситуациях;
соблюдать распорядок дня (вовремя ложиться спать, принимать пищу, гулять на свежем воздухе);
бережно и внимательно относиться к своему здоровью: не ходить во влажной одежде, в мокрой обуви; здоровью окружающих людей;
понимать важность охраны зрения и слуха;
обращаться ко взрослому при малейшем недомогании и дискомфорте.
Культура питания
Представления о:
профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта;
полезности продуктов питания;
сервировке стола;
принятии пищи только в установленных местах: о том, что нельзя кушать в транспорте, во время прогулки на улице.
Умения:
выполнять обязанности дежурного по столовой: раздавать второе, третье блюдо, убирать посуду после еды;
готовить несложные блюда.
Безопасность жизнедеятельности
Представления о:
поведении при возможных случайных встречах и общении с незнакомыми людьми (дома, в магазине, на улице, в лифте и т.п.);
мерах предупреждения некоторых заболеваний (инфекционных);
назначении лекарственных препаратов, которые без контроля взрослых принимать нельзя (никаких лекарств, витаминов, напитков, жевательных резинок и др.);
номерах телефонов: домашнего, пожарной безопасности, милиции, "скорой помощи".
Умения:
свободно ориентироваться в помещениях детского сада;
набирать нужный номер служб помощи;
применять в повседневной жизни доступные правила поведения пешехода на улице, правила пожарной безопасности, правила пользования бытовыми приборами, орудиями труда.
Взаимодействие со сверстниками и взрослыми
Представления о:
совместном участии мальчиков и девочек в выполнении заданий с учетом традиционных представлений о мужских и женских ролях;
соблюдении правил совместной деятельности и последовательности действий в коллективном труде;
бережном отношении к продуктам деятельности (взрослого, сверстников);
соотношении поступка и реакции окружающих на него (выражение взрослым положительных чувств, похвалы и положительной оценки или отрицательных переживаний по поводу деятельности ребенка).
Умения:
проявлять отзывчивость и содействовать переживаниям сверстников, взрослых;
приветливо здороваться и прощаться;
называть сверстника по имени;
доброжелательно обращаться с просьбой, предложением, благодарить за помощь, угощение; выражать отказ, несогласие в приемлемой форме, не обижая другого;
выполнять просьбы, поручения взрослого (сервировать стол, убирать игрушки и др.), оказывать посильную помощь взрослым (воспитателю, родителям);
включаться в разные ролевые диалоги, изменять содержание диалога в зависимости от смены ролей, обмениваться ролями с воспитателем и действовать в соответствии с новой игровой позицией.
Адаптивное социальное поведение
Представление о правилах поведения и культурного общения с другими людьми.
Умения:
сдерживать себя и выражать свои чувства в приемлемой форме, подчиняться правилам и нормам;
использовать способы общения, принятые в обществе.
Познание социума
Представления о (об):
именах родителей, других членов семьи;
видах деятельности взрослых (в детском саду, на почте, в ателье, в магазине);
разных эмоциональных состояниях человека;
том, что в Республике Беларусь живут белорусы, они говорят на белорусском и русском языках, столица Беларуси - Минск;
своем поселке, улице, городе;
национальном флаге, гербе, гимне, о народных героях, белорусских праздниках.
Умения:
видеть и понимать, когда человек спокоен, сердится, волнуется, радуется, грустит;
понимать других людей;
приобщаться к празднованию основных праздничных дат государства.
Рукотворный мир
Представления о (об):
взаимосвязи и зависимости строения предметов рукотворного мира от назначения (машины - самосвал, "скорая помощь", подъемный кран; жилой дом - магазин, городской дом - сельский дом);
предметах рукотворного мира, качествах и свойствах, присущих предметам, материалах, из которых сделаны предметы (глина, бумага, ткань, дерево, пластмасса);
распространенных видах транспорта по среде передвижения (наземный, воздушный, подземный), по назначению (грузовой, пассажирский); замечать многообразие пассажирского и грузового видов транспорта;
существенных признаках, лежащих в основе родовых обобщений (игрушки, продукты питания, одежда);
материалах, орудиях труда, инструментах, необходимых для работы людей разных профессий (столяр - рубанок, программист - компьютер, повар - сковорода и т.д.);
трудовом процессе взрослых по созданию необходимых вещей, предметов; о разных видах трудовой деятельности, имеющих наглядно выраженный продукт, направленность на заботу о людях (продавец, швея).
Умения:
ориентироваться в многообразии предметов рукотворного мира;
узнавать в предметах материалы, из которых они сделаны (бумага, металл, резина, кожа, ткань, дерево), знать их отличительные признаки (рвется, бьется, ломается);
пользоваться предметами по назначению и бережно к ним относиться;
группировать предметы по существенным видовым признакам (назначение, строение), дифференцировать предметы одного рода (посуда - чайная, кухонная, столовая);
различать и сравнивать предметы одного вида (ботинки - кроссовки, гольфы - носки, платья разного фасона);
различать и называть транспорт по среде передвижения (наземный, воздушный, подземный), по назначению (грузовой, пассажирский); в зависимости от строения предметов;
использовать приобретенные представления об окружающих предметах, технике в непосредственной детской деятельности; в условиях экспериментирования (определение свойства ткани, вкуса продуктов и т.д.).
СТАРШАЯ ГРУППА ОТ ПЯТИ ДО ШЕСТИ ЛЕТ
Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.
Задачи развития воспитанника в деятельности:
развивать:
потребность в познании своего "Я" и социальной действительности;
социальную активность в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми для позитивного самоутверждения и признания;
социальные способности к пониманию поведения взрослых и сверстников;
социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения;
осознание своей принадлежности к семье, детской группе, обществу в целом;
интерес к социальной действительности; к труду взрослых, труду своих родителей; к взаимоотношениям людей разных профессий;
художественный вкус и способность окружать себя предметами, приносящими эстетическое удовольствие, создавать уют;
творческие и организаторские способности, воображение и фантазию;
мотивы (социальные, познавательные), значимые для формирования предпосылок учебной деятельности;
произвольность поведения (дисциплинированность, выдержка, терпение и др.), самоконтроль;
способность сопереживать партнеру по игре;
формировать:
положительное отношение к себе, другим и окружающему миру;
позитивную самооценку, "Я-концепцию";
навыки культуры: самообслуживания; поведения во всех режимных моментах (при умывании, приеме пищи, одевании и др.);
культурно-гигиенические навыки;
потребность в эмоционально насыщенном содержательном общении со взрослым и с детьми в игре, в различных видах деятельности;
представления о предметах рукотворного мира, их значении в жизни человека;
опыт игровых действий, отображающих смысл социальных отношений;
коммуникативные умения (умение договориться, преодолеть конфликты в игре на основе мирного соглашения и т.д.);
умения взаимодействовать с партнером по игре на основе ролевого диалога; планировать развитие содержания игры; подчиняться правилам ролевого поведения, не отступать от них;
правила общения, влияющие на характер взаимоотношений участников игры, их доброжелательное партнерство;
личность ребенка средствами трудовой деятельности;
образ малой родины;
воспитывать:
осознанное отношение к здоровому образу жизни;
гуманные отношения, эмоциональную привязанность и доверие к близким взрослым и сверстникам;
патриотические чувства;
чувство любви к родному краю и гордости за него;
нравственные качества белорусов: доброту, отзывчивость, трудолюбие, гостеприимство, честность и др.;
бережное отношение к предметам, используемым в играх, быту и повседневной жизни;
оценочное отношение ребенка к качеству исполнения роли;
нравственные и эстетические чувства;
уважение и бережное отношение к труду взрослых, к людям разных профессий;
желание и стремление самим активно участвовать в создании предметов рукотворного мира и обогащении предметно-развивающей среды (оформление интерьера группы, создание игрушек и предметов для игровой, театрально-художественной деятельности).
Самопознание
Представления о:
своем "Я" и личностных качествах в совместной деятельности с другими;
внутренней позиции учащегося (развитие познавательной мотивации, интереса к школе, книгам);
своих возможностях, достижениях, оценке своих поступков;
своих правах и обязанностях в группе, семье, на улице.
Умения:
реализовать свою личностную позицию и изменить ее;
адекватно воспринять себя во времени на основе формирования самооценки и уровня притязаний ("Я могу это сделать за 5 минут", "Я был, есть, буду..." и др.);
проявлять внимание к собственному внутреннему миру, уверенность в себе, в своих силах и самоуважение;
прислушиваться к себе: собственным переживаниям, эмоциональным состояниям;
осознать свои возможности, достижения на основе понимания своих способностей, интересов;
видеть себя в "зеркале" другого человека;
оценивать свои поступки с позиции общих ценностей: добро - зло, справедливо - несправедливо, хорошо - плохо;
ориентироваться на мотивацию своего поведения с позиции гуманности, доброжелательности, справедливости, сопереживания;
элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
называть свой домашний адрес;
осознавать себя субъектом деятельности; членом семьи, коллектива сверстников.
Здоровье личности и личная гигиена
Представления о том, что красивым и здоровым тело делают физические упражнения и отдых; полезная пища; свежий воздух; чистота.
Умения:
внимательно относиться к своему здоровью (правильно одеваться, положительно относиться к профилактическим осмотрам, прививкам);
замечать и самостоятельно ликвидировать беспорядок в своем внешнем виде;
без напоминания взрослого перед едой быстро и чисто мыть руки и лицо, самостоятельно мыть в ванной свое тело (намыливать и смывать водой), перед сном самостоятельно мыть ноги; готовить постель ко сну и убирать ее после сна;
после еды полоскать рот (или чистить зубы), мыть свой стаканчик; причесываться;
обслуживать себя в быту, использовать по назначению предметы гигиены, быть опрятным;
ощущать свое самочувствие и при малейшем недомогании и дискомфорте обращаться к воспитателю, помощнику воспитателя;
проявлять полоролевые модели поведения.
Культура питания
Представления о:
значении рационального питания для здоровья человека;
правилах:
сервировки стола, пользования столовыми приборами;
поведения за столом (не кричать, не говорить с набитым ртом, не класть локти на стол, сохранять правильную осанку);
необходимости уважительно относиться:
к труду повара, мамы, других взрослых по приготовлению пищи, благодарить за приготовленные блюда;
к хлебу как основе рациона человека и продукту тяжелого труда многих людей.
Умения:
пользоваться столовыми приборами;
совместно со взрослым выбирать полезные для здоровья продукты, помогать готовить блюда из них;
связанные непосредственно с приемом пищи: не спешить, не хватать горячую пищу, брать пищу маленькими кусочками, старательно пережевывать, не отвлекаться во время приема пищи, не наклонять тарелку с первым блюдом, фрукты из компота кушать десертной ложкой, косточки сплевывать аккуратно в ложку, хлеб отламывать маленькими кусочками, но не крошить.
Безопасность жизнедеятельности
Представления о:
правилах дорожного движения; безопасности при пользовании колющими и режущими орудиями ручного труда; безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях; пожарной безопасности: правила использования спичек, пользования электрическими и газовыми бытовыми приборами и т.п.; общения с незнакомыми людьми на улице, когда остаются одни дома, при встрече с бездомными животными;
значимости правильного безопасного поведения для охраны своей жизни и здоровья; своих возможностях в охране жизни и здоровья.
Умения:
внимательно относиться к своему здоровью (знать опасные места, предметы и уметь избегать опасности);
оберегать глаза от напряжения, попадания инородных предметов;
соблюдать правила безопасности при быстрых движениях, при ходьбе по лестнице, в гололедицу, катании на санках, коньках, лыжах и др.;
ориентироваться в сложных жизненных ситуациях: обращаться при необходимости за помощью к знакомым, сотруднику милиции, позвонить в пожарную охрану, вызвать "скорую помощь";
соблюдать правила дорожного движения;
пользоваться светоотражающими элементами.
Взаимодействие со сверстниками и взрослыми
Представления о:
социальных нормах взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способах оказания помощи младшим, внимательного отношения к сверстникам противоположного пола;
возможности проявить инициативу;
позиции старших в дошкольном учреждении.
Умения:
проявлять доброжелательность, взаимопонимание, чуткость, сопереживание, способность к эмпатии и децентрации;
планировать совместную деятельность, учитывая интересы и мнение сверстников; действовать совместно в разных видах деятельности;
поддерживать порядок, оказывать посильную помощь малышам (помогать им одеваться и раздеваться, наводить порядок в групповой комнате, на участке);
проявлять инициативу на основе побуждения не только мотивации, связанной с личной пользой, удовольствиями, но и мотивами общественной пользы;
бережно относиться к результатам труда взрослых;
оказывать посильную помощь взрослым;
вступать во взаимодействие с родственниками в соответствии со своими ролями;
принимать позицию другого и действовать по отношению к нему как к самому себе;
элементарного самоконтроля и саморегуляции своих взаимоотношений с окружающими.
Адаптивное социальное поведение
Представления о (об):
навыках социально одобряемого поведения в семье и общественных местах;
адекватных моделях общения и поведения.
Умения:
высказывать просьбы, поручения, предложения, называть другого человека по имени; быть способным принять точку зрения другого человека; быть доброжелательным;
с помощью взрослых в новой обстановке или самостоятельно в привычных условиях выбрать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста;
сдерживать свои негативные побуждения, избегать конфликта со сверстниками, самому остановить ссору или обратиться к воспитателю;
выбирать модель общения и поведения, адекватную эмоциональному и физическому состоянию другого человека (взрослого или ребенка);
проявлять чуткость к эмоциональному и физическому состоянию старших (мама отдыхает - нельзя шуметь; бабушке тяжело нести сумку - надо помочь; у бабушки болят ноги - надо идти медленнее).
Познание социума
Представления о (об):
явлениях социальной действительности;
культурных ценностях;
своей семье (значение семьи в жизни человека; зачем нужна фамилия, откуда отчество; родословная - старинная белорусская традиция; герб семьи; будни и праздники в семье, традиции, совместный отдых);
близких родственниках, их занятиях;
своем детском саде как о втором доме;
том, как живут люди в Республике Беларусь, как помогают друг другу; какие трудности возникают в жизни инвалидов, пожилых людей;
географическом расположении Республики Беларусь, с какими государствами граничит;
символах белорусского государства (флаг, герб), Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек);
государственных и народных праздниках; декоративно-прикладном искусстве; народном кукольном театре;
достопримечательностях родного города, села, столицы республики, своей Родины;
эмоциональных и физических состояниях людей и социальных нормах их взаимоотношений.
Умения:
рассказать о своей семье;
рассказать о детском саде;
определять и называть разные эмоциональные состояния людей по мимике, жестам.
Рукотворный мир
Представления о (об):
предметах рукотворного мира, мире техники и ее значении для человека: игрушках, предметах домашнего обихода, технике и приборах, одежде, сувенирах;
предметах, облегчающих труд человека в быту, об общих признаках, свойствах и качествах;
распространенных видах транспорта;
истории возникновения того или иного предмета, способа действия с ним, о том, как изменились предметы (средства передвижения, письма, игрушки, одежда, обработка материалов и т.д.), стали более удобными и полезными;
содержании труда взрослых по созданию предметов рукотворного мира (одежды, обуви, посуды, мебели);
профессиях, связанных с созданием предметов рукотворного мира (строителя, швеи, продавца, рабочих на заводе и фабрике, работниках сельского хозяйства);
наиболее распространенных видах труда белорусов, выпускаемой на белорусских предприятиях продукции, разных отраслях промышленности (заводы и фабрики, труд в сельском хозяйстве) и традиционных ремеслах.
Умения:
объяснять назначение незнакомых предметов и различать их особенности (гибкий, хрупкий, прозрачный, вертящийся);
сравнивать предметы по их видовому и родовому признакам, выделяя и сопоставляя их различия и свойства; самостоятельно приходить все к новым обобщениям (сумка и портфель, платье и сарафан);
самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы;
группировать, обобщать и классифицировать предметы по внешним и внутренним признакам (по цвету, форме, размеру, весу, скорости передвижения, назначению, профессиональной принадлежности);
пользоваться предметами в соответствии с их особенностями и назначением, бережно к ним относиться;
видеть в предметах красоту сочетания формы, цвета, размеров и их целесообразность в практическом применении;
определять взаимосвязь деятельности людей в трудовых процессах.