Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Программные задачи по образовательной области "Ребенок и общество"

Дата: 17 марта 2019 в 15:40

Программные задачи

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА ОТ ТРЕХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ

Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.

Задачи развития воспитанника в деятельности:

развивать:

познавательную и эмоциональную сферы ребенка, воображение в условиях игровой, познавательной, трудовой деятельности;

потребность в чистоте и опрятности (мыть руки с мылом после каждого загрязнения; пользоваться полотенцем, следить за аккуратностью одежды);

стремление к видению и пониманию радостного, печального, спокойного эмоционального состояния человека;

способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме;

чуткость и чувство жалости по отношению к переживаниям близких людей, сверстников, героев детских сказок;

интерес к предметам и материалам, познанию их особенностей, труду взрослых и его назначению;

желание активно действовать с предметами рукотворного мира в различных видах деятельности;

интерес к разным сюжетам игры;

потребность в общении с другими детьми в условиях игровой деятельности;

личность ребенка средствами различных видов труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд);

формировать:

адекватные представления о себе, о других;

осознание: себя как члена детского общества; своей половой принадлежности;

начала психологической культуры;

адекватную оценку своих действий, образа "Я" и положительную самооценку;

навыки: самоконтроля; культуры приема пищи; умения и навыки, необходимые для поддержания здоровой жизнедеятельности;

опыт игровых действий;

способы решения игровой задачи, приобретающие обобщенность и условность;

умение наделять себя, партнера, предмет или действие игровым значением, смыслом, обозначать роль в игре;

представления о разнообразии предметного мира, его функциях и назначении;

сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях;

желание участвовать в трудовой деятельности;

воспитывать:

культуру целостного процесса принятия пищи;

самостоятельность, осознанное и положительное отношение к самообслуживанию;

интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим;

стремление к совместной игре, желание делиться игрушками;

начала трудолюбия;

осознанное и положительное отношение к труду;

культуру и самостоятельность выполнения трудовых действий;

уважение к труду взрослых и бережное отношение к продуктам их трудовой деятельности, предметам рукотворного мира ближайшего окружения;

желание оказывать взрослым посильную помощь.

.

СРЕДНЯЯ ГРУППА ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО ПЯТИ ЛЕТ

Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.

Задачи развития воспитанника в деятельности:

развивать:

познавательные процессы и способности (воображение, пространственное мышление и т.д.);

мотивационно-потребностную сферу ребенка и произвольность поведения;

знаковые функции сознания (замещение одних предметов другими и их изображениями, использование речевых, математических и других знаков, создание из накопленных представлений новых образов);

интерес к многообразию предметов рукотворного мира, познанию их особенностей, способов использования в собственной практической деятельности; к труду взрослых по созданию окружающих предметов, истории их создания;

активную игровую деятельность детей (сюжетно-ролевую, дидактическую, подвижную) для формирования всех познавательных психических процессов и речи;

способность к перевоплощению в игровую роль;

игровые действия;

межличностные отношения в условиях игры;

личность ребенка средствами различных видов труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд);

формировать:

интерес к своему внешнему облику и внутреннему миру;

положительное отношение к себе и позитивную самооценку;

адекватную самооценку, способность к оцениванию своего поведения, действий, их результатов;

жизненно необходимые умения и навыки: самообслуживания, здорового поведения; безопасной жизнедеятельности; элементарные трудовые навыки;

коммуникативные умения;

умение использовать заместители вместо реальных предметов (кирпичик становится утюгом или паровозиком; карандаш - термометром и т.д.);

сознательное и мотивированное выполнение добровольно принятых правил в игре;

предпосылки к появлению коллективных строительных игр на основе расширения представлений детей об окружающем рукотворном мире;

определенное мнение о поведении героев, отношение к их поступкам в различных сценках по составленным сценариям;

позицию созидания, преобразования действительности, творческого осмысления сторон жизни взрослых на основе их воспроизведения с помощью ролей и игровых действий в условиях разных видов игр;

обобщенные представления о предметах рукотворного мира, их общих признаках, свойствах и качествах; о взаимосвязи и зависимости их строения от назначения;

представления о труде взрослых и их роли в создании предметов;

воспитывать:

чувство собственного достоинства, уважение к себе;

потребность в соблюдении гигиенических правил, способствующих укреплению здоровья;

качества личности (трудолюбие, отзывчивость, ответственность, настойчивость в достижении цели, умение договориться и т.д.);

патриотические чувства;

основы гуманного отношения к людям;

бережное отношение к предметам рукотворного мира, желание бережно обращаться с игрушками, окружающими предметами;

положительное отношение и уважение к труду, результатам человеческого труда и к тем, кто их создавал;

желание принимать посильное участие в элементарных трудовых процессах хозяйственно-бытового труда, в индивидуальных и коллективных поручениях;

культуру выполнения трудовых действий;

доброжелательное отношение к сверстникам в процессе игровой и трудовой деятельности, желание помочь или, наоборот, поблагодарить за помощь;

интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа.

Самопознание

Представления о:

своем росте и развитии;

собственной уникальности и неповторимости;

положительной самооценке;

своих социальных ролях.

Умения:

осознавать себя;

называть свою фамилию, имя, возраст;

замечать непорядок в одежде, исправлять его самостоятельно или обращаться за помощью ко взрослым, сверстникам;

проявлять уверенность в деятельности.

Здоровье и личная гигиена

Представления о:

правилах здорового поведения;

путях созидания своего здоровья;

взаимосвязи природы и человека, влиянии окружающей среды на его здоровье;

направленности, содержании, рациональных способах выполнения процессов самообслуживания;

требованиях к гигиене;

культуре поведения.

Умения:

заботиться о чистоте тела (перед едой самостоятельно быстро и тщательно мыть руки и лицо, после посещения туалета, а также при необходимости; чистить зубы утром и вечером, пользоваться расческой, носовым платком, мыть ноги);

самостоятельно готовить постель ко сну;

замечать неполадки в прическе, одежде, обуви, устранять их самому или с небольшой помощью взрослого;

сохранять правильную осанку в различных жизненных ситуациях;

соблюдать распорядок дня (вовремя ложиться спать, принимать пищу, гулять на свежем воздухе);

бережно и внимательно относиться к своему здоровью: не ходить во влажной одежде, в мокрой обуви; здоровью окружающих людей;

понимать важность охраны зрения и слуха;

обращаться ко взрослому при малейшем недомогании и дискомфорте.

Культура питания

Представления о:

профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта;

полезности продуктов питания;

сервировке стола;

принятии пищи только в установленных местах: о том, что нельзя кушать в транспорте, во время прогулки на улице.

Умения:

выполнять обязанности дежурного по столовой: раздавать второе, третье блюдо, убирать посуду после еды;

готовить несложные блюда.

Безопасность жизнедеятельности

Представления о:

поведении при возможных случайных встречах и общении с незнакомыми людьми (дома, в магазине, на улице, в лифте и т.п.);

мерах предупреждения некоторых заболеваний (инфекционных);

назначении лекарственных препаратов, которые без контроля взрослых принимать нельзя (никаких лекарств, витаминов, напитков, жевательных резинок и др.);

номерах телефонов: домашнего, пожарной безопасности, милиции, "скорой помощи".

Умения:

свободно ориентироваться в помещениях детского сада;

набирать нужный номер служб помощи;

применять в повседневной жизни доступные правила поведения пешехода на улице, правила пожарной безопасности, правила пользования бытовыми приборами, орудиями труда.

Взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Представления о:

совместном участии мальчиков и девочек в выполнении заданий с учетом традиционных представлений о мужских и женских ролях;

соблюдении правил совместной деятельности и последовательности действий в коллективном труде;

бережном отношении к продуктам деятельности (взрослого, сверстников);

соотношении поступка и реакции окружающих на него (выражение взрослым положительных чувств, похвалы и положительной оценки или отрицательных переживаний по поводу деятельности ребенка).

Умения:

проявлять отзывчивость и содействовать переживаниям сверстников, взрослых;

приветливо здороваться и прощаться;

называть сверстника по имени;

доброжелательно обращаться с просьбой, предложением, благодарить за помощь, угощение; выражать отказ, несогласие в приемлемой форме, не обижая другого;

выполнять просьбы, поручения взрослого (сервировать стол, убирать игрушки и др.), оказывать посильную помощь взрослым (воспитателю, родителям);

включаться в разные ролевые диалоги, изменять содержание диалога в зависимости от смены ролей, обмениваться ролями с воспитателем и действовать в соответствии с новой игровой позицией.

Адаптивное социальное поведение

Представление о правилах поведения и культурного общения с другими людьми.

Умения:

сдерживать себя и выражать свои чувства в приемлемой форме, подчиняться правилам и нормам;

использовать способы общения, принятые в обществе.

Познание социума

Представления о (об):

именах родителей, других членов семьи;

видах деятельности взрослых (в детском саду, на почте, в ателье, в магазине);

разных эмоциональных состояниях человека;

том, что в Республике Беларусь живут белорусы, они говорят на белорусском и русском языках, столица Беларуси - Минск;

своем поселке, улице, городе;

национальном флаге, гербе, гимне, о народных героях, белорусских праздниках.

Умения:

видеть и понимать, когда человек спокоен, сердится, волнуется, радуется, грустит;

понимать других людей;

приобщаться к празднованию основных праздничных дат государства.

Рукотворный мир

Представления о (об):

взаимосвязи и зависимости строения предметов рукотворного мира от назначения (машины - самосвал, "скорая помощь", подъемный кран; жилой дом - магазин, городской дом - сельский дом);

предметах рукотворного мира, качествах и свойствах, присущих предметам, материалах, из которых сделаны предметы (глина, бумага, ткань, дерево, пластмасса);

распространенных видах транспорта по среде передвижения (наземный, воздушный, подземный), по назначению (грузовой, пассажирский); замечать многообразие пассажирского и грузового видов транспорта;

существенных признаках, лежащих в основе родовых обобщений (игрушки, продукты питания, одежда);

материалах, орудиях труда, инструментах, необходимых для работы людей разных профессий (столяр - рубанок, программист - компьютер, повар - сковорода и т.д.);

трудовом процессе взрослых по созданию необходимых вещей, предметов; о разных видах трудовой деятельности, имеющих наглядно выраженный продукт, направленность на заботу о людях (продавец, швея).

Умения:

ориентироваться в многообразии предметов рукотворного мира;

узнавать в предметах материалы, из которых они сделаны (бумага, металл, резина, кожа, ткань, дерево), знать их отличительные признаки (рвется, бьется, ломается);

пользоваться предметами по назначению и бережно к ним относиться;

группировать предметы по существенным видовым признакам (назначение, строение), дифференцировать предметы одного рода (посуда - чайная, кухонная, столовая);

различать и сравнивать предметы одного вида (ботинки - кроссовки, гольфы - носки, платья разного фасона);

различать и называть транспорт по среде передвижения (наземный, воздушный, подземный), по назначению (грузовой, пассажирский); в зависимости от строения предметов;

использовать приобретенные представления об окружающих предметах, технике в непосредственной детской деятельности; в условиях экспериментирования (определение свойства ткани, вкуса продуктов и т.д.).

  

СТАРШАЯ ГРУППА ОТ ПЯТИ ДО ШЕСТИ ЛЕТ

Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.

Задачи развития воспитанника в деятельности:

развивать:

потребность в познании своего "Я" и социальной действительности;

социальную активность в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми для позитивного самоутверждения и признания;

социальные способности к пониманию поведения взрослых и сверстников;

социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения;

осознание своей принадлежности к семье, детской группе, обществу в целом;

интерес к социальной действительности; к труду взрослых, труду своих родителей; к взаимоотношениям людей разных профессий;

художественный вкус и способность окружать себя предметами, приносящими эстетическое удовольствие, создавать уют;

творческие и организаторские способности, воображение и фантазию;

мотивы (социальные, познавательные), значимые для формирования предпосылок учебной деятельности;

произвольность поведения (дисциплинированность, выдержка, терпение и др.), самоконтроль;

способность сопереживать партнеру по игре;

формировать:

положительное отношение к себе, другим и окружающему миру;

позитивную самооценку, "Я-концепцию";

навыки культуры: самообслуживания; поведения во всех режимных моментах (при умывании, приеме пищи, одевании и др.);

культурно-гигиенические навыки;

потребность в эмоционально насыщенном содержательном общении со взрослым и с детьми в игре, в различных видах деятельности;

представления о предметах рукотворного мира, их значении в жизни человека;

опыт игровых действий, отображающих смысл социальных отношений;

коммуникативные умения (умение договориться, преодолеть конфликты в игре на основе мирного соглашения и т.д.);

умения взаимодействовать с партнером по игре на основе ролевого диалога; планировать развитие содержания игры; подчиняться правилам ролевого поведения, не отступать от них;

правила общения, влияющие на характер взаимоотношений участников игры, их доброжелательное партнерство;

личность ребенка средствами трудовой деятельности;

образ малой родины;

воспитывать:

осознанное отношение к здоровому образу жизни;

гуманные отношения, эмоциональную привязанность и доверие к близким взрослым и сверстникам;

патриотические чувства;

чувство любви к родному краю и гордости за него;

нравственные качества белорусов: доброту, отзывчивость, трудолюбие, гостеприимство, честность и др.;

бережное отношение к предметам, используемым в играх, быту и повседневной жизни;

оценочное отношение ребенка к качеству исполнения роли;

нравственные и эстетические чувства;

уважение и бережное отношение к труду взрослых, к людям разных профессий;

желание и стремление самим активно участвовать в создании предметов рукотворного мира и обогащении предметно-развивающей среды (оформление интерьера группы, создание игрушек и предметов для игровой, театрально-художественной деятельности).

Самопознание

Представления о:

своем "Я" и личностных качествах в совместной деятельности с другими;

внутренней позиции учащегося (развитие познавательной мотивации, интереса к школе, книгам);

своих возможностях, достижениях, оценке своих поступков;

своих правах и обязанностях в группе, семье, на улице.

Умения:

реализовать свою личностную позицию и изменить ее;

адекватно воспринять себя во времени на основе формирования самооценки и уровня притязаний ("Я могу это сделать за 5 минут", "Я был, есть, буду..." и др.);

проявлять внимание к собственному внутреннему миру, уверенность в себе, в своих силах и самоуважение;

прислушиваться к себе: собственным переживаниям, эмоциональным состояниям;

осознать свои возможности, достижения на основе понимания своих способностей, интересов;

видеть себя в "зеркале" другого человека;

оценивать свои поступки с позиции общих ценностей: добро - зло, справедливо - несправедливо, хорошо - плохо;

ориентироваться на мотивацию своего поведения с позиции гуманности, доброжелательности, справедливости, сопереживания;

элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;

называть свой домашний адрес;

осознавать себя субъектом деятельности; членом семьи, коллектива сверстников.

Здоровье личности и личная гигиена

Представления о том, что красивым и здоровым тело делают физические упражнения и отдых; полезная пища; свежий воздух; чистота.

Умения:

внимательно относиться к своему здоровью (правильно одеваться, положительно относиться к профилактическим осмотрам, прививкам);

замечать и самостоятельно ликвидировать беспорядок в своем внешнем виде;

без напоминания взрослого перед едой быстро и чисто мыть руки и лицо, самостоятельно мыть в ванной свое тело (намыливать и смывать водой), перед сном самостоятельно мыть ноги; готовить постель ко сну и убирать ее после сна;

после еды полоскать рот (или чистить зубы), мыть свой стаканчик; причесываться;

обслуживать себя в быту, использовать по назначению предметы гигиены, быть опрятным;

ощущать свое самочувствие и при малейшем недомогании и дискомфорте обращаться к воспитателю, помощнику воспитателя;

проявлять полоролевые модели поведения.

Культура питания

Представления о:

значении рационального питания для здоровья человека;

правилах:

сервировки стола, пользования столовыми приборами;

поведения за столом (не кричать, не говорить с набитым ртом, не класть локти на стол, сохранять правильную осанку);

необходимости уважительно относиться:

к труду повара, мамы, других взрослых по приготовлению пищи, благодарить за приготовленные блюда;

к хлебу как основе рациона человека и продукту тяжелого труда многих людей.

Умения:

пользоваться столовыми приборами;

совместно со взрослым выбирать полезные для здоровья продукты, помогать готовить блюда из них;

связанные непосредственно с приемом пищи: не спешить, не хватать горячую пищу, брать пищу маленькими кусочками, старательно пережевывать, не отвлекаться во время приема пищи, не наклонять тарелку с первым блюдом, фрукты из компота кушать десертной ложкой, косточки сплевывать аккуратно в ложку, хлеб отламывать маленькими кусочками, но не крошить.

Безопасность жизнедеятельности

Представления о:

правилах дорожного движения; безопасности при пользовании колющими и режущими орудиями ручного труда; безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях; пожарной безопасности: правила использования спичек, пользования электрическими и газовыми бытовыми приборами и т.п.; общения с незнакомыми людьми на улице, когда остаются одни дома, при встрече с бездомными животными;

значимости правильного безопасного поведения для охраны своей жизни и здоровья; своих возможностях в охране жизни и здоровья.

Умения:

внимательно относиться к своему здоровью (знать опасные места, предметы и уметь избегать опасности);

оберегать глаза от напряжения, попадания инородных предметов;

соблюдать правила безопасности при быстрых движениях, при ходьбе по лестнице, в гололедицу, катании на санках, коньках, лыжах и др.;

ориентироваться в сложных жизненных ситуациях: обращаться при необходимости за помощью к знакомым, сотруднику милиции, позвонить в пожарную охрану, вызвать "скорую помощь";

соблюдать правила дорожного движения;

пользоваться светоотражающими элементами.

Взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Представления о:

социальных нормах взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способах оказания помощи младшим, внимательного отношения к сверстникам противоположного пола;

возможности проявить инициативу;

позиции старших в дошкольном учреждении.

Умения:

проявлять доброжелательность, взаимопонимание, чуткость, сопереживание, способность к эмпатии и децентрации;

планировать совместную деятельность, учитывая интересы и мнение сверстников; действовать совместно в разных видах деятельности;

поддерживать порядок, оказывать посильную помощь малышам (помогать им одеваться и раздеваться, наводить порядок в групповой комнате, на участке);

проявлять инициативу на основе побуждения не только мотивации, связанной с личной пользой, удовольствиями, но и мотивами общественной пользы;

бережно относиться к результатам труда взрослых;

оказывать посильную помощь взрослым;

вступать во взаимодействие с родственниками в соответствии со своими ролями;

принимать позицию другого и действовать по отношению к нему как к самому себе;

элементарного самоконтроля и саморегуляции своих взаимоотношений с окружающими.

Адаптивное социальное поведение

Представления о (об):

навыках социально одобряемого поведения в семье и общественных местах;

адекватных моделях общения и поведения.

Умения:

высказывать просьбы, поручения, предложения, называть другого человека по имени; быть способным принять точку зрения другого человека; быть доброжелательным;

с помощью взрослых в новой обстановке или самостоятельно в привычных условиях выбрать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста;

сдерживать свои негативные побуждения, избегать конфликта со сверстниками, самому остановить ссору или обратиться к воспитателю;

выбирать модель общения и поведения, адекватную эмоциональному и физическому состоянию другого человека (взрослого или ребенка);

проявлять чуткость к эмоциональному и физическому состоянию старших (мама отдыхает - нельзя шуметь; бабушке тяжело нести сумку - надо помочь; у бабушки болят ноги - надо идти медленнее).

Познание социума

Представления о (об):

явлениях социальной действительности;

культурных ценностях;

своей семье (значение семьи в жизни человека; зачем нужна фамилия, откуда отчество; родословная - старинная белорусская традиция; герб семьи; будни и праздники в семье, традиции, совместный отдых);

близких родственниках, их занятиях;

своем детском саде как о втором доме;

том, как живут люди в Республике Беларусь, как помогают друг другу; какие трудности возникают в жизни инвалидов, пожилых людей;

географическом расположении Республики Беларусь, с какими государствами граничит;

символах белорусского государства (флаг, герб), Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек);

государственных и народных праздниках; декоративно-прикладном искусстве; народном кукольном театре;

достопримечательностях родного города, села, столицы республики, своей Родины;

эмоциональных и физических состояниях людей и социальных нормах их взаимоотношений.

Умения:

рассказать о своей семье;

рассказать о детском саде;

определять и называть разные эмоциональные состояния людей по мимике, жестам.

Рукотворный мир

Представления о (об):

предметах рукотворного мира, мире техники и ее значении для человека: игрушках, предметах домашнего обихода, технике и приборах, одежде, сувенирах;

предметах, облегчающих труд человека в быту, об общих признаках, свойствах и качествах;

распространенных видах транспорта;

истории возникновения того или иного предмета, способа действия с ним, о том, как изменились предметы (средства передвижения, письма, игрушки, одежда, обработка материалов и т.д.), стали более удобными и полезными;

содержании труда взрослых по созданию предметов рукотворного мира (одежды, обуви, посуды, мебели);

профессиях, связанных с созданием предметов рукотворного мира (строителя, швеи, продавца, рабочих на заводе и фабрике, работниках сельского хозяйства);

наиболее распространенных видах труда белорусов, выпускаемой на белорусских предприятиях продукции, разных отраслях промышленности (заводы и фабрики, труд в сельском хозяйстве) и традиционных ремеслах.

Умения:

объяснять назначение незнакомых предметов и различать их особенности (гибкий, хрупкий, прозрачный, вертящийся);

сравнивать предметы по их видовому и родовому признакам, выделяя и сопоставляя их различия и свойства; самостоятельно приходить все к новым обобщениям (сумка и портфель, платье и сарафан);

самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы;

группировать, обобщать и классифицировать предметы по внешним и внутренним признакам (по цвету, форме, размеру, весу, скорости передвижения, назначению, профессиональной принадлежности);

пользоваться предметами в соответствии с их особенностями и назначением, бережно к ним относиться;

видеть в предметах красоту сочетания формы, цвета, размеров и их целесообразность в практическом применении;

определять взаимосвязь деятельности людей в трудовых процессах.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.